суббота, 9 февраля 2013 г.

фирма - эксплерент в инновационном менеджменте

Изменение "типично советского" сознания высшего и среднего менеджмента многих российских компаний является очень непростым этапом их жизни. Многие предприятия не пережили этого этапа. Поэтому небезынтересно более подробно изучить опыт конкретного российского предприятия, которое сегодня может однозначно классифицировано как типичная фирма новой экономики.

На современном рынке такие компании занимают особое место. Чтобы выжить и развиваться, им приходится искать новых, никем не испробованных путей. Гибкость их структуры и инновационные подходы ? это основа их существования. Чтобы выжить, эти компании вынуждены искать новые рынки для своей инновационной продукции, и, как правило, им приходится создавать эти рынки самим. В ходе внедрения инновационной продукции на вновь созданных рынках, они преобразуют сознание руководства тех компаний, которые являются их клиентами. А значит, постепенно изменяют их бизнес, стимулируют реинжиниринговые процессы своих клиентов. Таким образом, все та же российская действительность порождает детище новой экономики.

В то же время это положение уже далеко не столь бесперспективно, как может показаться на первый взгляд. И российская действительность порождает новый вид компаний, работающих уже не только и не столько в производстве продукта (тем более не массовом производстве по "отверточным" технологиям, поставляемым западными кампаниями), а в сфере разработки новых технологий (в этом случае продукт рассматривается как часть технологии) и оказания услуг по распространению и внедрению инноваций. Многие из этих компаний вышли в современный мир из тех самых не приспособленных к новой жизни советских институтов и лабораторий.

Складывается удивительный парадокс. Российские специалисты весьма конкурентоспособны, а российские предприятия никак не могут выйти даже на средний уровень. К сожалению, парадокс базируется на истории формирования нашего бизнеса: в условиях неустойчивой законодательной базы и общей смуты политических и экономических подходов гораздо проще заработать на перепродажах, чем на производстве чего-то нового.

Российская специфика новой экономики. На первый взгляд, российская экономика находится сейчас не на той стадии, чтобы успешно конкурировать со своими западными коллегами. Однако, ни для кого не секрет, что российские специалисты очень успешно выживают в этих же условиях и пользуются устойчивым спросом. Это объясняется тем, что российская действительность вынуждает быть гибким, легко приспосабливаться к изменяющемуся миру и активно действовать в целях выживания. Иностранные коллеги не всегда имеют столь же мощные стимулы для постоянного развития, а, следовательно, проигрывают в конкурентной борьбе.

Следовательно, это экономика, в которой риск, неуверенность и постоянные изменения являются правилом (а не исключением из него). Такая экономика должна породить принципиально новый тип организации (предпринимательские организации и иные формы мягких систем) и, следовательно, новые теории управления этими организациями. Это экономика в глобальном мире, где у каждого есть равные возможности вступить во всеобщую конкурентную борьбу.

Изменяется отношение к рынку, возникают новые возможности привлечения потребителей. Произошел переход в сознании производителя от пассивной маркетинговой стратегии ("найди потребность и удовлетвори ее") к активной ("создай потребность и удовлетвори ее"). Естественно, в современном мире бурное развитие телекоммуникаций дает возможность влиять на массовое сознание, позволяет быстро (и с меньшими издержками) создать массовую потребность. ИТ технологии позволяют персонифицировать информацию, персонифицировать товар так, чтобы он наиболее полно удовлетворял потребностям конкретного клиента.

В новой экономике идет усиление конкуренции и превращение инновационного процесса не только в достаточный, но и необходимый (критический) элемент успеха. "С одной стороны, в новой экономике преимущества первопроходца еще более значительны, а с другой - лидер получает все".

Особое значение приобретает уже не физическая составляющая капитала, но капитал человеческий и, что особенно важно, социальный.

Фокус новой экономики окончательно смещается с производства товаров на оказание услуг: большая часть рабочей силы занята в сфере услуг или обработки информации.

Обработка и обмен информацией становятся более мощным и эффективным средством ведения бизнеса, чем перемещение физических товаров. Стоимость компаний все в большей степени определяется нематериальными активами (идеи, технологии и стратегии объединения и использования главных информационных ресурсов компании).

Новая экономика основана на знаниях и передовых технологиях, что заставляет выйти на первый план интеллектуальную составляющую товара и услуги. Основные доходы предприятий в новой экономике основываются на оригинальных идеях, а также технологиях и моделях ведения бизнеса. Следовательно, наукоемкие продукты становятся определяющим фактором экономического роста.

Факторы новой экономики. Конечно, как и любой новый термин, этот еще не имеет жестко закрепленных установок, термин развивается вместе с новыми тенденциями в бизнесе, однако уже сегодня можно определить те факторы, которые отличают новую экономику:

Все эти подходы действительно не совсем новы и достаточно однобоки. Они вовсе не охватывают всей широты и размаха данного подхода.

в лучшем же случае, внедрение PR-технологий, что связывает новую экономику исключительно с интеллектуальным потенциалом.

бизнес в условиях быстрого роста на рынках, где "главным критерием является развитие компании за счет умелых и активных предпринимательских действий ее руководства";1

деятельность, связанную с Интернетом и рынком информационных технологий (особенно в секторе B2C - business to clients);

Многие исследователи понимают под новой экономикой:

Новая экономика и российская специфика (на примере фирмы-эксплерента НПП "Системные технологии") Доцент Санкт-Петербургского Государственного университета Сегодня все чаще говорят о внедрении в бизнес новых технологий, реинжиниринге предприятий и инновационной деятельности как таковой. Появился даже обобщенный термин "новая экономика", который ставится в противовес экономике старой. Этот термин вызывает массу споров относительно его действительной новизны и применимости к реалиям российской действительности. Но, не смотря, на заявления скептиков, которые зачастую неверно интерпретируют базовые понятия новой экономики, данный подход не только имеет право на существование, но является единственно возможным на пути решения российских проблем.

Новая экономика и российская специфика (на примере фирмы-эксплерента НПП "Системные технологии")

Комментариев нет:

Отправить комментарий