суббота, 2 февраля 2013 г.

закупка молока у населения в 2012

Ваша работаТиха и неглубока «белая река»Закупки молока у населения могут быть хорошим бизнесом. Если правильно организовать делоК примеру, предприниматели из Колосовского района занимающиеся закупкой молока у населения, испытывают в своей работе множество объективных трудностей, как то: плохие дороги и большие расстояния, нехватка сдатчиков в каждом населенном пункте, и конечно, малое количество сдаваемого молока отдельными домохозяйствами… Бизнесменами людей, впрягшихся в это дело, можно назвать с большой натяжкой, ведь бизнес должен приносить стабильную прибыль. У наших же закупщиков молока, по их словам, расходы порой могут превышать доходы. Особенно такой результат характерен для начала и конца закупочного сезона… Попробуем разобраться почему. Сразу скажем, что с каждого закупленного и сданного в колосовский цех приемки и отгрузки литра молока предприниматель три рубля забирает себе. Эти три рубля - единственный доход закупщиков. Теперь к расходам. Их много: заработная плата водителю, отчисления в фонды, налоги, бензин, автомобильное масло, запасные части, страхование, техосмотр и амортизация автомобиля. Попробуем подсчитать. Возьмем Коготово. Расчеты по закупке молока в этой самой «молочной» в районе деревне нам помогла сделать Светлана Смольникова, ведущая всю бухгалтерию в бизнесе мужа, Александра Смольникова. Расстояние до деревни 13 километров. Столько же в обратную сторону. Получается, чтобы предпринимателю Александру Смольникову закупить молоко в Коготово, нужно преодолеть 26 километров. Учитывая, что бензина на машине УАЗ расходуется около 18 литров на 100 километров, ему потребуется 5 литров бензина. Один литр стоит 23 рубля 70 копеек. Значит, расходы на бензин - 118,5 рубля. Кроме бензина старенький уазик жрет с непомерным аппетитом масло: на 100 километров пути ему требуется примерно литр. Итак, А. Смольников истратит 0,26 литра масла, то есть еще 10,40 рубля. Если заработная плата водителя 5720 рублей, а рабочих дней в месяце 26, то за день ему необходимо начислить заработную плату 220 рублей. Обязательные отчисления (пенсионный фонд, соцстрах), которые предприниматель должен заплатить из собственных доходов, занимают 34,2% от суммы заработной платы работника. Значит, общая сумма отчислений 75,24 рубля. Складываем полученные суммы и получаем 424,14 рубля. Это расходы на одну поездку за молоком в Коготово. Если 424,14 рубля мы разделим на 3 рубля, которые предприниматель забирает себе с каждого сданного в цех приемки и отгрузки литра молока, получим 141,38. Это разовое количество литров молока, которое Александр Смольников должен закупить в Коготово, чтобы сработать по нулям - и без прибыли, и без убытков. Еще предприниматель должен заплатить налог по упрощенной схеме налогообложения. За 141,38 литра закупленного у населения молока он заплатит 16,47 рубля налога. Это значит, чтобы не сработать в убыток, он должен закупить в Коготово уже не 141,38 литра молока, а на 5,5 литра больше, то есть 147 литров.147 литров молока нужно закупить, чтобы ничего с этого не поиметь. И только каждый закупленный сверх этого количества литр принесет в кошелек предпринимателя три рубля прибыли. Кому это надо? В апреле прошлого года, когда Александр Смольников начал закупать молоко, он ежедневно привозил из Коготово лишь по 50 литров. Умножим 50 литров на 3 рубля, получаем 150 рублей дохода. А расходы при этом, как мы подсчитали выше, составляют 440,61 рубля. Значит, предприниматель каждый раз нес убытки на 290 рублей. Некоторые из вас назовут предпринимателя сумасшедшим, другие зададутся вопросом: зачем ему это надо?А чтобы гарантированно иметь сдатчиков летом, когда молока много. Например, в июле минувшего года предприниматель собирал в Коготово до 500 литров молока в день. Что необходимо сделать, чтобы посреднический молочный бизнес стал настоящим бизнесом, а не хобби, в которое предприниматели вкладывают деньги, ничего не получая взамен? Первое, что приходит в голову, - сокращение расходов. Но не платить заработную плату, отчисления в фонды и налоги предприниматель не может. Как видим из приведенных выше расчетов, значительную часть дохода закупщиков молока съедают транспортные расходы. Но подтянуть населенные пункты поближе к райцентру тоже нельзя. Как и построить новые асфальтированные дороги ко всем населенных пунктам. Оптимизировать дорожно- транспортные расходы можно было бы за счет приобретения новых экономичных, высокопроходимых машин, но такой способ колосовским закупщикам молока не по карману. Однако мы знаем, что каждый километр пути до сдатчика молока и обратно обходится предпринимателю в 16,95 рубля. Если же предприниматель едет за молоком, например, в Кутырлы, а по пути забирает молоко из Михайловки, Крайчиково, Николаевки, Строкино, то сумма расходов на каждый километр существенно сокращается… Для этого предпринимателям нужно договориться между собой по охвату территории. Чего они в последние два года никак не могут сделать. Забирать себе не три рубля с каждого литра, а четыре? Это будет просто не по-человечески по отношению к сдатчикам. Однако выход все же есть - увеличить количество сдатчиков и, соответственно, закупаемого молока. Как это сделать? Главный стимул для сдатчиков, конечно, закупочная цена. Но посредники не могут ее изменить. Разве что брать себе не три, а два рубля с литра молока, сдаваемого на пункт приемки и отгрузки. Но это грозит им разорением.Поддержка сдатчиков молока в виде субсидий из областного бюджета, безусловно, хороший стимул. Сегодня она равняется 3,60 рубля за литр, а с 1 декабря по решению губернатора Омской области увеличена еще на один рубль. Но в зимнее время, когда коровы у частников в запуске, даже субсидия не может кардинально изменить ситуацию. Кто должен убедить жителей района, что молоко нужно сдавать? Только экономическая ситуация, складывающаяся в каждом отдельном домохозяйстве. Нужны деньги - заведи корову. Будешь тогда и с едой, и с доходом. А предприниматели, в свою очередь, должны гарантировать жителям района, что произведенное на их подворьях молоко будет полностью закуплено, расчеты проведены своевременно, документы на получение молочных субсидий предоставлены в срок… Конечно, расчеты, произведенные нами, приблизительны. Однако мы не ставили своей целью подсчитать деньги в чужом кармане. Просто хотели показать, что закупка молока - это трудный, социально ориентированный бизнес. Занимаясь им, нужно учитывать множество влияющих на прибыль факторов, один из которых, если не главнейший, - количество «твоих» сдатчиков. Много сдатчиков, много молока - значит, минимизируются риски, связанные с объективными уcловиями ведения бизнеса, и увеличивается прибыль. Если же приходится заезжать в деревню за несколькими ведрами молока - вряд ли удастся заработать много. Одним словом, если организована закупка молока, значит, есть возможность заработать обеим сторонам - и сдатчикам, и закупщикам. И грех этой возможностью не воспользоваться.

Татьяна Капризова, Колосовский район, Омская область

 -   - Закупки молока у населения

Комментариев нет:

Отправить комментарий